В разгар отпусков российские поезда перевозят миллионы пассажиров, и нередко людям требуется медпомощь. Духота в купе, ограниченное пространство и отсутствие возможности размять ноги нередко приводят к ухудшению самочувствия и к обострению заболеваний. В течение года в поездах, на вокзалах и платформах оказывается медпомощь примерно 1 млн человек. «Газета.Ru» выяснила, на что может рассчитывать пассажир, которому вдруг стало плохо.
Главное
Россия отменяет безвизовый режим с Турцией
Репортаж с похорон погибшего в Сирии морпеха Александра Позынича
При стрельбе в Колорадо убиты три человека (ФОТО)
Песков: турецкий бизнес в России «бьет в набат тревоги»
Аксенов временно отстранил замминистра энергетики Крыма
Читайте также
Эффективный бизнес иностранным инвесторам мы не продаем
5 отличных рецептов для самых смелых
Положить на депозит или купить квартиру и сдавать? Инфографика рассчитает доходность
Пять часов до госпиталя
Пассажиры поезда №209, следовавшего по маршруту Лабытнанги — Москва, пять часов переживали за 60-летнего мужчину, у которого случился сердечный приступ. Инцидент произошел 21 июня этого года. Мужчина, который ранее перенес инсульт, ехал вместе с семьей в плацкартном вагоне, когда ему стало плохо. Приступ начался еще утром около 10 часов, после чего проводники стали искать врачей среди пассажиров по соседним вагонам. Двух врачей удалось найти, они несколько часов находились рядом с больным. При этом у поездной бригады не оказалось никаких медикаментов.
Состояние человека ухудшалось, у него останавливалось дыхание, однако этот участок пути не проходит между крупными станциями, и первая бригада «скорой» поджидала поезд только на станции Костылево в 13.30.
Костылевские врачи осмотрели мужчину в вагоне, сделали укол, задержав поезд на 15 минут, и сообщили, что ничем помочь не могут: «Состояние тяжелое, надо госпитализировать, а у нас некуда, надо везти в Вельск».
В итоге больного везли еще больше часа до Вельска, где уже вторая бригада «скорой» госпитализировала пострадавшего. В итоге с момента приступа до госпитализации прошло не менее пяти часов. Очевидцы негодовали не только по поводу промедления с оказанием медпомощи, но и по поводу сильной духоты в вагоне — больному из-за этого становилось только хуже. Чтобы облегчить состояние мужчины, пришлось держать открытыми двери в тамбур.
Сердечный прием
Этот год посвящен борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые до сих пор остаются главной причиной смертности в России. Кардиологи… →
«У нас в вагонах или вентиляция, или кипяток в титане. В поезде ездит милиция, но врачей никогда нет», — объяснила одна из проводниц духоту в поезде, в котором ехало более полутысячи человек.
Пассажиры мерзнут и травятся
Жалобы на неадекватный температурный режим в вагонах — одни из самых распространенных среди пассажиров. «В прошлом году 4 мая мы возвращались из Казани, был какой-то дополнительный поезд, потому что на плановые билеты кончились, — рассказала «Газете.Ru» жительница Москвы Маргарита Верховская. — Начались заморозки, а у поезда была сломана система отопления.
Был страшный холод, градусов пять, не больше. Не было ни дополнительных одеял, ничего, чтобы согреться.
Начальник поезда отказался что-либо делать по этому поводу. Я приехала в Москву и сразу слегла с температурой, пришлось брать больничный. Написала на сайт РЖД жалобу. Через несколько месяцев пришел ответ: мол, всех наказали. Но имена проводника и начальника поезда не совпадали, поэтому мне кажется, что вряд ли расследование по этому поводу проводилось».
На вопрос о том, что делается компанией в связи с жалобами пассажиров на духоту в поездах либо слишком сильно дующий кондиционер, в ФПК ответили, что «проводник пассажирского вагона должен оперативно реагировать на просьбы пассажиров, по возможности выполнять пожелания пассажиров. Особое внимание при этом уделяется маломобильным пассажирам, людям пожилого возраста, пассажирам с детьми. Для понимания: в вагонах с принудительной вентиляцией и установкой кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне».
Впрочем, проблемы со здоровьем могут возникнуть у пассажиров не только из-за духоты или мороза в вагонах. Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский рассказал «Газете.Ru», что два года назад, когда он ехал с семьей на поезде в Кисловодск, он и еще восемь человек в вагоне получили жесткое пищевое отравление, попробовав «бортовое питание», которое можно заказать в поезде.
«Меня с женой и ребенком чуть не сняли с поезда и не лишили отдыха в санатории, куда мы направлялись, посчитали, что у нас какое-то инфекционное заболевание. При этом никакой медицинской помощи мы не получили на протяжении 12 часов, врача в поезде не было и на станцию его не вызвали», — пояснил Саверский.
Какую помощь ждать от РЖД
Такие случаи не единичны — ежегодно в российских поездах, на вокзалах, платформах и других объектах железнодорожного транспорта медицинская помощь оказывается примерно 1 млн человек. И 70 тыс. больных пассажиров обращаются за помощью в медицинские пункты на вокзалах, расположенных по пути следования поезда, говорится в статистике Федеральной пассажирской компании (ФПК).
Если пассажиру стало плохо, то необходимо первым делом вызвать начальника поезда, гласят правила.
Именно он должен связаться с медицинскими работниками, которые будут ждать поезд на ближайшей станции, а также узнать по «громкой связи» или через проводников, есть ли врачи среди остальных пассажиров. При этом сами проводники могут оказать пассажиру только первую доврачебную помощь, потому что не являются медработниками.
Для первой помощи в поезде хранятся специальные медицинские укладки (аптечки). Там, в частности, есть средства для временной остановки кровотечения, изделия для проведения легочной реанимации — для новорожденных и взрослых, — гипотермический пакет, изотермическое спасательное покрывало, шины на случай переломов, бескаркасные носилки и т.д.
Саверскому и восьми пассажирам, которые отравились, должны были оказать помощь прямо на месте.
Врачам пропишут вежливость
Для российских медицинских работников разработают этические нормы поведения, заявила вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец. По ее словам, к… →
Сотрудники поезда регулярно проходят обучение, где им объясняют, как помочь человеку при «травмах, различных отравлениях, попадании инородных тел, ранениях, сдавливании конечностей, кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях связок, вывихах, ожогах и обморожениях». В пресс-службе ФПК «Газете.Ru» пояснили, что в программу обучения также входят оказание первой помощи лицам, пострадавшим от действия электрического тока, способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца, первой помощи при тепловом и солнечном ударах, а также при эпилептическом припадке.
Если угроза жизни отсутствует, то вызванные врачи организуют эстафетное медицинское сопровождение до пункта назначения или же направляют пассажира в ближайшую больницу, где ему способны помочь. В случае если жизни или здоровью пассажира при перевозке на поезде был причинен вред, то случай признается страховым — у ФПК заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Кроме того, пассажиры могут дополнительно оформить полисы добровольного страхования от несчастных случаев, когда будут покупать билеты в кассах ФПК или на сайте РЖД.
Правда, получить деньги по «автоматической» страховке пассажирам непросто, признают юристы. Достаточно сложно доказать, что вред здоровью был причинен именно в ходе перевозки, если только не произошла какая-то авария. А в случаях отравления или простуды рекомендуется отправлять жалобу в РЖД и собирать показания свидетелей. И даже в случае, если все документы на руках, «судиться по таким делам означает потратить пару лет своей жизни без гарантированного результата», резюмирует президент Лиги защитников пациентов.